УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учётом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью или с ОВЗ, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Федеральные документы
Предметно-пространственная развивающая среда
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети - инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно - пространственная развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги уделяют огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды, её моделированию, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей - инвалидов в нашем детском саду способствует по мере необходимости наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
В нашем дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда (РППС) имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Изменение, улучшение и обогащение РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: |
|
специально оборудованных учебных кабинетов,
объектов для проведения практических занятий,
библиотек,
объектов спорта,
средств обучения и воспитания,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка–инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми–инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В ДОУ имеется музыкально–физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми–инвалидами. Также в зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно–оздоровительных мероприятий с воспитанниками. В группах предметно–пространственная развивающая среда создана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда (центры детской активности) обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием. При необходимости развивающая среда ДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ и детей – инвалидов (если таковые будут приняты и будут посещать ДОУ). |
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
В ДОУ ведется работа по организации безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создаются условия безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: территория асфальтирована или имеет твердое покрытие; организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; входные площадки имеют навес; центральный вход оборудован звонком, домофоном и табличкой со шрифтом Брайля. Доступ в здание людей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при помощи персонала - при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ, кроме лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (пандус отсутствует), будет предоставлено сопровождающее лицо (помощник воспитателя). |
|
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
Организация питания соответствует нормативно – правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги (5-ти разовое питание). |
|
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с действующим СанПиН: 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях; 2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей. |
|
Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих. Системы и сети не доступны для воспитанников. |
|
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
В ДОУ используются электронные образовательные ресурсы. Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён. Электронные образовательные ресурсы в доступе только для взрослых. |
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|
Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п. |
|
Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Общежитие и интернат отсутствуют. |
Родителям важно знать! Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида) дошкольное воспитание, а также внешкольное воспитание и образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование. Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные образовательные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.